Факультет |
Филологический факультет
|
Код специальности по классификатору Республики Беларусь |
6-05-0232-02 |
Наименование специальности |
Русская филология Профилизации: Литературно-редакционная деятельность Цифровая филология Деловая коммуникация |
Квалификация |
Филолог. Преподаватель |
Срок обучения |
4 года, очно |
Язык обучения |
Русский |
Аннотация |
Специальность предусматривает глубокое изучение русского языка и русской литературы, а также методики преподавания русского языка и литературы. Профилизация «Литературно-редакционная деятельность» позволяет получить глубокие знания в области современных теорий текста, сформировать и развить специальные практические умения составления, редактирования, анализа текстов различных стилей и жанров. Профилизация «Цифровая филология» способствует использованию информационных технологий в обучении языкам и литературам, работе с компьютерными текстами различных стилей и жанров, является основой развития широкого спектра интердисциплинарных исследований. Профилизация «Деловая коммуникация» предполагает комплексное изучение специфики делового общения, а также освоение навыков делового взаимодействия в различных коммуникативных ситуациях. |
Преимущества обучения по данной специальности |
- Получение диплома с присвоением квалификации «Филолог. Преподаватель».
- Возможность выбора области научного исследования (языковой или литературоведческой) и продолжения обучения в магистратуре.
- Научные руководители имеют ученые степени (доктора или кандидата наук), ученые звания (профессора либо доцента), обладают богатым опытом работы по специальности, являются авторами многочисленных учебных и методических пособий.
- Содействие организации участия в конференциях, публикации результатов исследований.
- Обучение проводится в центре Минска.
- Возможность проживания в студенческом общежитии.
|
Вступительные испытания |
Русский язык (ЦТ/ЦЭ) Русская литература (Устный экзамен) История Беларуси (ЦТ/ЦЭ) |
Описание обучения |
Обучение проводится в период с 1 сентября по 30 июня. Зимой, между семестрами предусмотрены 2 недели каникул. В 4, 6 и 7 семестрах студенты пишут курсовую работу, в 8 семестре – дипломную и сдают Государственный экзамен по специальности.
В процессе учебы студенты проходят следующие виды практик: фольклорная, диалектологическая, педагогическая, коммуникативно-деловая (производственная), литературно-редакционная (производственная). Практики проходят в базовых организациях (учреждениях образования, издательствах, средствах массовой информации). Обучение проводится в первую и вторую смены в зависимости от курса.
|
Основные изучаемые дисциплины |
Дисциплина |
Зачетные единицы (EСTS) |
Количество часов |
Фонетика |
3 |
58 |
Лексикология. Фразеология |
3 |
66 |
Словообразование |
3 |
60 |
Морфология |
6 |
112 |
Синтаксис |
7 |
138 |
Стилистика и культура речи |
3 |
52 |
Историческая грамматика русского языка |
6 |
136 |
История русского литературного языка |
3 |
68 |
Русская диалектология |
3 |
52 |
История русской литературы XIX в. |
4 |
74 |
История русской литературы второй половины XIX в. |
4 |
74 |
История русской литературы рубежа XIX–XX вв. |
3 |
68 |
История русской литературы первой половины XX в. |
3 |
68 |
История русской литературы второй половины ХХ в. – начала XXI в. |
3 |
64 |
Введение в языкознание |
3 |
52 |
Введение в литературоведение |
3 |
52 |
Введение в славянскую филологию |
3 |
42 |
Психология литературного творчества |
3 |
42 |
Основы литературно-художественной деятельности |
3 |
42 |
Лингвистика текста |
3 |
42 |
Текстология |
3 |
42 |
Стилистическое редактирование и корректура |
3 |
42 |
Литературное редактирование |
3 |
42 |
История русской критики |
3 |
56 |
Литература русского зарубежья |
3 |
68 |
Современная русская литература |
3 |
42 |
Общее языкознание |
3 |
42 |
Теория литературы |
3 |
42 |
Актуальные вопросы русского языкознания |
3 |
36 |
Культура делового общения |
2 |
70 |
Риторические жанры |
2 |
60 |
Коммуникативные стратегии и тактики |
2 |
66 |
|
Профессиональные и универсальные компетенции, которыми будет обладать выпускник |
- понимать организацию системы современного русского языка на всех ее уровнях и правила функционирования единиц русского языка в речи;
- характеризовать этапы формирования русского литературного языка как высшей формы существования национального языка;
- выявлять и анализировать диалектные особенности в речи носителей русского языка;
- характеризовать разные этапы развития русской литературы, ее основные направления, течения и художественные методы;
- выявлять и анализировать философские, религиозные, историко-культурные, политические и иные идеи и концепции, нашедшие художественное воплощение в произведениях русской литературы;
- применять в профессиональной деятельности знания о достижениях филологических дисциплин, изучающих материальную и духовную культуру славянских народов;
- создавать и редактировать документы с учетом специфики деловой коммуникации;
- вести переговоры, разрабатывать контракты с другими заинтересованными участниками;
- готовить доклады, материалы к презентациям и представительствовать на них и др.;
- осуществлять стилистическое редактирование и корректуру русскоязычных текстов;
- применять методы филологического анализа в рамках конкретных направлений современной русистики.;
- решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе применения информационно-коммуникационных технологий.
|
Сфера применения полученных знаний и профессиональной деятельности |
Выпускники могут работать в учреждениях среднего и высшего образования, консалтинговых центрах, рекламных и кадровых агентствах, в учреждениях средств массовой информации (радио, телевидение и др.), в типографиях, библиотеках, архивах, музеях, выставочных центрах, в пресс-центрах различных ведомств и т.п.; вести научно-исследовательскую работу в области языкознания и литературоведения; проводить различного рода экспертизы текстов, устных высказываний при решении судебных споров; работать в центрах информационных технологий, в научных и научно-производственных центрах, занимающихся вопросами компьютерной обработки речи и текста. |
Где может работать выпускник, возможная должность на первом рабочем месте |
- Преподаватель русского языка и литературы
- Редактор, корректор
- Технический писатель
- Секретарь-референт
- Консультант по работе с персоналом
- Методист
- Специалист в области лингвистических экспертиз
- Сотрудник кадрового агентства
- Сотрудник (администратор) отдела по работе с клиентами
|
Возможность продолжения образования после получения специальности |
Магистратура: 7-06-0113-02 Филологическое образование 7-06-0232-01 Языкознание 7-06-0232-02 Литературоведение |