Обучение в БГУ Подготовка к поступлениюЦТ Приемная кампанияЦелевая подготовкаПреимущества обучения в БГУФакультетыМагистратураПроживание в общежитииСтуденческая жизньПодготовительное отделениеПодготовительные курсыПрограммы профильных вступительных испытанийПрограммы профильных испытаний (для выпускников УССО)Программа собеседования по курсу "Введение в педагогическую профессию"Репетиционное тестированиеГрафик проведения "Дней открытых дверей" в БГУ в 2024-2025 годахШколы юныхПорядок подачи и рассмотрения апелляцийИнформация о месте прохождения ЦТ и ЦЭГрафик проведения ЦТ в 2024 годуРегистрация для участия в ЦТНеудовлетворительные отметки по результатам ЦТПамятка участнику ЦТПорядок замены сертификатов ЦТГрафик выдачи сертификатовПорядок приёма в БГУДокументы для поступленияПроходные баллы в 2024 году и стоимость обученияГрафик собеседований с абитуриентами БГУМониторинг подачи заявленийРасписание внутренних вступительных испытанийГРАФИК РАБОТЫ ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ БГУ НА 2024 ГОДПланы приема на 2024 годЭтапы вступительной кампании 2024 годаПорядок подачи документов в приемную комиссиюМедицинская справка для поступленияДокументы при поступлении для получения второго высшего образованияДокументы, которые представляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителейДокументы, которые представляет абитуриент в случае изменения своих фамилии, имени или отчестваПеречень педагогических специальностей для поступления без экзаменовКонтрольные цифры приёма на подготовительное отделениеПоступающим в БГУ без вступительных испытанийДля Абитуриентов (граждан Российской Федерации) Ход подачи документовСроки приема, перечень документов
Абитуриент БГУ
Биология
БиологияБиохимияМикробиологияБиоинженерия и биоинформатикаЭкологияФундаментальная и прикладная биотехнология

Общее высшее образование (бакалавриат)

Код специальности по классификатору Республики Беларусь 6-05-0511-01
Название специальности Биология
Квалификация

Биолог. Преподаватель

Срок обучения

4 года, очно

Язык обучения Русский
Аннотация

Обучение на данной специальности связано с выбором студентами специализации по различным кафедрам, каждая из которых отличается своей программой обучения.

  • Специализация по кафедре клеточной биологии и биоинженерии растений предусматривает подготовку высококвалифицированных специалистов в таких областях, как физиология, биотехнология и биоинженерия растений, клеточная биология.
  • Программа обучения на зоологии предназначена для тех, кому интересны как полевые, так и лабораторные исследования животных, наблюдения за ними в природе и эксперименте, научные экспедиции, различные аспекты использования компьютерной техники и информационных технологий при изучении животных (геоинформационные системы; видео-, аудиорегистрация; компьютерная планиметрия).
  • Программа обучения на кафедре молекулярной биологии предназначена для тех, кого привлекает познание процессов, которые происходят в клетках различных организмов на самом тонком молекулярном уровне, кто хочет понять устройство и регуляцию функционирования основных биологических макромолекул, принципы внутриклеточной регуляции и механизмы взаимодействия клеток между собой, кто интересуется технологиями получения новых комбинаций генетического материала с помощью манипуляций с молекулами нуклеиновых кислот и переноса созданных конструкций генов в другой организм, кто хочет овладеть современными информационными технологиями расшифровки и функциональной характеристики геномных последовательностей, основами структурной, функциональной и вычислительной геномики, системной биологии.
  • Обучение на кафедре генетики будет интересно тем, кто интересуется как организована передача генетического материала начиная с микроорганизмов и заканчивая человеком.

Обучение проходит на базе кафедр факультета, которые оснащены самым современным оборудованием и реактивами, а также в филиалах на базе научных учреждений НАН Беларуси. Помимо высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава кафедр, к учебному процессу привлекаются специалисты из разных областей биологии Национальной академии наук Беларуси.

Преимущества обучения по данной специальности Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, успешно сочетающий преподавательскую и научную деятельности.
Возможность участия в программах академической мобильности с европейскими университетами.
Комфортабельное общежитие (100 % студентов 1 курса обеспечены проживанием).
Студенческая наука.
Спортивные секции и творческие коллективы, студенческие органы самоуправления
Требования к поступающим

Полное среднее образование.

Владение языком обучения (определяется по итогу собеседования, на котором определяется, знает ли абитуриент язык на уровне, достаточном для усвоения программы обучения). 

Описание обучения

Обучение проводится в период с 1 сентября по 30 июня, один учебный год включает 2 семестра, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией и затем каникулами. В конце 4 семестра студенты пишут курсовую работу, в 8 семестре — защищают диплом и сдают Государственный экзамен по специальности (следует помнить, что у студентов-биотехнологов обучение длится 5 лет).
В процессе учебы студенты проходят следующие практики: учебную зоолого-ботаническую (после 1 и 2 курсов), учебная ознакомительная (после 2 курса), учебная по специализации (после 3 курса), производственные педагогическая (у кого есть) и преддипломная (в конце 4 курса). Практики проходят на базе факультета (1–2 курсы) и различных научно-исследовательских учреждений и предприятий, а также общеобразовательных учреждений. Занятия начинаются с 9:00.

Основные изучаемые дисциплины 
Дисциплина Зачетные единицы (EСTS) Количество часов
Физиология растений 4  180
Генетика 4  162
Зоология 8  344
Молекулярная биология 3 120
Физиология человека и животных 4  180
Биохимия 4  166
Генная инженерия 2  92
Химия  12,5  516
Ботаника  6  254
Ксенобиология  3  112
Профессиональные и универсальные компетенции, которыми будет обладать выпускник

Специалист будет подготовлен к:

  • проведению теоретических и прикладных научных исследований
  • использованию биологических методов исследований при анализе современных естественнонаучных процессов
  • управлению технологическими процессами, подразделениями биотехнологического профиля
  • владению навыками управления трудовыми коллективами; осуществлению педагогической и методической работы в области биологии и ее приложений
  • управлению учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельностями обучающихся
Сфера применения полученных знаний и профессиональной деятельности
  • научно-исследовательская и инновационная деятельность в сфере биологии, биотехнологии, сельского хозяйства, производства продуктов питания, кормов для животных и минеральных удобрений
  • охрана природы, экологическое просвещение и биологическое образование
  • компьютерные информационные технологии
  • аквакультура и животноводство
  • защита растений и зеленое строительство
  • педагогическая деятельность в области биологии и химии
Где может работать выпускник, возможная должность на первом рабочем месте
  • в органах охраны природы и управления природопользованием (учреждения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерства сельского хозяйства, Госкомгидромета, местных административных органов)
  • в научно-исследовательских учреждениях биологического профиля
  • в медицинских учреждениях
  • в Парке высоких технологий, IT-сфере
  • на предприятиях пищевой промышленности
  • в общеобразовательных и специальных учебных заведениях
  • в учреждениях среднего, средне-специального и высшего образования
  • в заповедниках, ботанических и зоологических садах, национальных парках, специализированных и природоведческих музеях

Возможность продолжения образования после получения специальности

Возможно продолжить учебу в магистратуре по специальности Биология (2 года обучения), а для биотехнологов — по специальностям Биохимия и Микробиология (1 год обучения).

Обучение в аспирантуре.

Отзывы выпускников

Виталий Черепович, выпускник кафедры генетики 2002 года. В настоящее время проживает в Канаде, является директором компании YOUX Systems.

Обучение на Биологическом факультете БГУ стало одним из основополагающих этапов в моей жизни. Я горжусь своим образованием и бесконечно дорожу дружбой и знакомством с выпускниками факультета. И дело не только в тех уникальных современных знаниях, которые я здесь получил. Критически мыслить, планировать и проводить научные исследования, работать в команде, творчески подходить к решению сложных многофакторных задач, ценить жизнь во всех её проявлениях и пользоваться многообразием жизненных стратегий - вот примеры тех умений, которые я приобрел на Биофаке, которые никогда не устареют и которые не раз помогали мне добиваться успехов. Факультет, посвященный наукам о жизни, стал для меня настоящей школой жизни. Спасибо Биофаку и кафедре генетики. Спасибо всем тем, кто делает его одним из лучших факультетов БГУ

 

Гущинская Наталья Николаевна в 2009 году получила диплом по специальности биология (научно-педагогическая и научно-производственная деятельность), в 2010 году окончила магистратуру по специальности биология.

– В декабре 2010 год начала обучение в Лионском Университете Клода Бернара 1 (Франция) и исследовательскую работу в лаборатории «Микробиология, Адаптация и Патогенез» под руководством Шевчика Владимира Евгеньевича для подготовки аспирантской диссертации. 3 июня 2014 года защитила аспирантскую диссертацию с отличием и получила научную степень Доктора Философии PhD в области Молекулярной Микробиологии и Биохимии за исследование молекулярных механизмов секреции бактериального аппарата второго типа у фитопатогенной бактерии Dickeya dadantii. С тех пор работала в Академии Наук Франции, Институте Прикладных научных проблем, преподавала в Лионском Университете, является автором 6 научных статей в рецензируемых журналах, участником многих научных конференций. В данный момент является преподавателем в Лионском Университете Клода Бернара и проходит конкурсный отбор на получение звания доцента благодаря полученной квалификации преподавателя по специальности «Биохимия и Молекулярная биология».

С теплотой и ностальгией вспоминаю обучение на биологическом факультете, именно благодаря ярким лекциям, практическим занятиям и семинарам в течение обучения, я выбрала путь научного сотрудника. Какое-то время я колебалась в выборе специализации, но сейчас очень рада, что выбрала кафедру молекулярной биологии и своего научного руководителя, Николайчика Евгения Артуровича. До сих пор помню тот момент, когда первый раз переступила порог 126-го кабинета, то волнение и предвкушение перед встречей с наукой. Это было по истине увлекательное время, и я очень рада, что могу и в данный момент поддерживать научные связи с биологическим факультетом. Всегда с гордостью рассказываю своим французским коллегам о исследованиях на биофаке на кафедре молекулярной биологии и микробиологии.

Сейчас я с уверенностью могу сказать, что не ошиблась с выбором факультета и кафедры.

 

Сербина Лилия Александровна, Украина. Год окончания БГУ – 2010. Научный сотрудник, кафедра зоологии и ботаники, естественнонаучный факультет, Университет им. Масарика, Брно, Чешская Республика

Мое поступление на биологический факультет было изначально мотивировано желанием попасть на кафедру зоологии, которое в свою очередь было вызвано всепоглощающей любовью к животным. С первого года учебы я поняла, что мое желание абсолютно обосновано (с первого курса у нас преподают зоологию). Как только я показала интерес к предмету, преподаватели кафедры зоологии сразу предложили участвовать в научной работе и даже предложили темы будущих потенциальных исследований. Такое неравнодушное отношение к подрастающему поколению не может не радовать. Меня снабдили необходимым оборудованием, местом работы, научной литературой и научили основам работы с материалом (насекомыми), который тоже был предоставлен. Как только была необходима помощь с работой с литературными источниками и материалом исследования, мне ее тут же оказывали. Кроме этого, научный руководитель требовал регулярного участия в конференциях (локальных и международных) и публикации результатов исследований. Следует отметить, что в первые годы учебы студент очень не уверен в себе и в своей работе. Но когда тебя поддерживает кафедра, и ты чувствуешь, что твоя работа и вовлечение необходимы, неуверенность в себе как-то утихает и сменяется еще большим интересом к предмету и теме исследования. На протяжении пяти лет учебы в БГУ меня всячески поддерживала кафедра зоологии, и это не только преподаватели, но и лаборанты, которые всегда оказывали помощь. С третьего курса кафедра зоологии мне дала возможность также подрабатывать лаборантом в свободное от учебы время. Это было прекрасное время, в которое мне удалось познакомиться с преподавателями и лаборантами кафедры поближе и также немного улучшить свое финансовое положение. Опыт практики на Беломорской биостанции МГУ помог мне в выполнении исследований гребневиков при подготовке магистерской диссертации в Университете Лунда (Швеция), а уровень специальной подготовки на кафедре позволил успешно выполнить диссертационное исследование в докторантуре в Базеле (Швейцария). В заключении я хочу отметить, что постоянное вовлечение научного руководителя в научную работу студента и поддержка кафедры являются неотъемлемыми в воспитании будущего ученого и необходимой базой для его становления. Эти качества абсолютно соответствуют кафедре зоологии БГУ.